«Русский Гофман»
раздел ФЕСТИВАЛИ
Главная \ Поэзия \ Юлия Пикалова (Италия)

Юлия Пикалова (Италия)

161

Русский поэт; родилась в Москве, выросла в Петербурге, живёт в Италии. Окончила филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета и программу «Мастер делового администрирования» государственного университета Калифорнии. Сделала успешную карьеру в крупных международных компаниях, где не знают о её лирической стороне. Недавно вернулась к оставленным в детстве занятиям фортепиано; третий год подряд выступает с оркестром на фестивале Milano Amateurs & Orchestra и дважды становилась его победителем.

 

ИСКАТЕЛЬ

 

Сотворение мира

Земля была безвидна и пуста

И Божий дух носился над водою.

 

Поэт над гладью чистого листа

Измается возможностью любою.

Он изымает всё из ничего

И заново над мирозданьем бьётся,

Но мнимое могущество его

Беспомощностью жалкой обернётся:

Влекутся волны, вольны и горды,

И в их глубинах – волны, волны снова,

И это наваждение воды       

Не поддаётся наважденью слова,

И немота полна и глубока...

 

Но дрогнула предчувствием мембрана –

И выплывает первая строка

Из гула мирового океана,

Немые размыкаются уста:

"Он думал над планетой молодою.

Земля была безвидна и пуста

И Божий дух носился над водою."

 

Искатель

"Всё ходит по цепи кругом."

                                         А. Пушкин

"Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений
(то есть тех, разумность которых мы не понимаем)."

Л. Толстой

 

Искатель неугомонный!

Сколько ты ни беги

Исконное лукоморье,

Уже, уже круги.

Казалось, что найден выход,

Что розданы все долги...

Но застит лихое лихо,

Сколько ты ни беги.

 

Мистерия?.. Истерия?..

Бойся стоять спиной!

Свой голод не усмирила

История пёс цепной!

Свой голос сиплый, бульдожий,

Свой полный слюны оскал...

 

Боже! Одно и то же,

Сколько б ты ни искал!

 

Брейгель.1565

Человечки катаются 

По привычному льду. 

Январи не кончаются 

В стародавнем году. 

 

Речки, птички да веточки, 

Тонкой кисточки пляс. 

Чьи беспечные деточки – 

Точной копией нас? 

 

Закорючками чёрными 

Да по жёлтому льду – 

Кто они, заключённые 

В стародавнем году?

 

Человечки со стаями –

По-соседски, смотри:

Им ловушку поставили

Из ненужной двери,

 

Порассыпали крохи там – 

Человечки добры.

Эх, обрушится с грохотом

Деревянная кры..!

 

Вот вам, рамы музейные,

Залов гулкая тишь:

Чёрной птицей Везением

Из картины летишь.

 

На прощание – бешено

Жаром из-под ресниц –

На пейзаж с конькобежцами

И ловушкой для птиц. 

_______

Ссылка на картину «Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» в высоком разрешении: https://artsandculture.google.com/asset/winter-landscape-with-skaters-and-birds-trap/DAFq10uBnWXIng?fbclid=IwAR3aw7h4ohN_jk-805qGlvmfUJxdD2h-ozJzPu4ZSW6t39d6bjMVG9VAENk

 

 

 

Две пьеты Микеланджело

«И высочайший гений не прибавит

Единой мысли к той, что мрамор сам

Таит в себе.»

Из стихов Микеланджело

 

Перед её пьетою мир немеет
И замирает. Неизбывен миг.
Такая скорбь названья не имеет,
Но мрамора светлей пресветлый лик.

 

Она, скорбя, тебя в веках прославит.
Юна, как ты. В величии простом.
"И высочайший гений не прибавит
Единой мысли..." – ты поймёшь потом,

 

Пройдя всю жизнь в её красе и муке.
Уходит всё. Уходу нет конца.
Т в о я    пьета. Ты отпускаешь руки.
Никто не видит твоего лица.

 

Но тем из нас, кто утерял надежду,
Готовясь руки, как и ты, разжать,
Ты скажешь: Тот незримо мир удержит,
Кого никто не в силах удержать.

_______

Две пьеты Микеланджело: ранняя (1496-1501) и поздняя, незавершённая, он работал над ней до последних дней своей жизни (1550-е -1564). Очень много говорит о его творческом пути.

иии

В притворе

Мы ловим отблески и блики

В мерцающей глуби упрямо,

Когда ревнители религий

Нас держат на пороге храма.

Что толку щуриться до боли,

Коль наше зрение незрело?

Мечта и Вера, но не Воля

Уводят в горние пределы

К тому, чьё имя мы в притворе

Одним дыханьем произносим...

Так мы угадываем море

В просвете корабельных сосен.

 

Чакона

 

"Полно мне леденеть от страха,
Лучше кликну Чакону Баха.
А за ней войдет человек..."
Ахматова

 

1.


Нарядное слово барокко,
А рядом и тьма, и чума –
Того и гляди, за оброком
Нагрянут и в ваши дома.

 

И выглядят вроде бы чисто –
Но прачка была ли чиста? –
И знати рукав из батиста,
И черни рукав из холста.

 

Сегодня вы живы-здоровы?
Сумейте дожить до весны!
А руки у прачек багровы.
А руки у прачек красны.

 

2.


Тебя заберет благодетель
На воды в капеллу свою.
Жене дожидаться и детям:
Ты гений, но кормишь семью.

 

Курортное время неспешно;
Течёт, и не видно конца.
Тебе не отправят депешу.
К тебе не отправят гонца.

 

Ночами под временным кровом
Ты видишь домашние сны...
А руки у прачек багровы.
А руки у прачек красны.

 

3.


И вот возвращение в Кётен.
Соседей испуганный взгляд.
Родное сыновнее "Кто там?" –
Вернувшемуся не назад.

 

Всего-то два месяца срока.
Мария, Мария, Мари...
Нарядное слово барокко!
Нарядное, бог побери.

 

Уже никогда не обнимет,
Уже ничего не шепнёт...
Бесшумная гостья отнимет
И тяжестью плечи пригнёт.

 

Тогда из земных декораций
Шагнёшь за предавший порог:
Нет смерти, а есть – вариаций
Несущийся к богу поток!

 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

4.


Строительство счастья сурово,
И уши у каждой стены,
И руки у прачек багровы,
И руки у прачек красны,

 

И губы сжимаются строже,
На людях не видно лица́,
И в маленькой общей прихожей
Осталось пальто без жильца,

 

И нет ни добра, ни закона...
Но есть целомудренный слух,
Чеканное слово чакона
И скорбью очищенный дух.

 

_______

Стихотворение основано на реальных событиях.
 

  1. В июле 2020 г. исполняется 300 лет со дня смерти Марии Барбары, первой жены Иоганна Себастьяна Баха. Её смерть в 1720 г. произошла быстро и неожиданно: Бах сопровождал своего работодателя, герцога Леопольда, в его поездке на воды в Карлсбад, ныне Карловы Вары (герцог взял музыкантов с собой, чтобы обеспечить себе развлечения). Когда Бах  уезжал, Мария Барбара была здорова; когда он вернулся два месяца спустя, он узнал, что она умерла и была похоронена 7 июля. Причина её смерти неизвестна. Ряд учёных полагает, что знаменитая Чакона (часть скрипичной партиты №2) написана в память Марии Барбары.
  2. «Уши у каждой стены», «пальто без жильца» - всё это можно увидеть в Фонтанном доме, в музее-квартире Анны Ахматовой. Пальто принадлежало Николаю Пунину, которого увели из квартиры под конвоем; он умер в лагере в 1953 г. В этой квартире Анна Андреевна написала и "Реквием".


Интересная деталь: и "Чакона" Баха, и "Реквием" Моцарта написаны в ре-миноре.

 

 

 

Новости
все

79389376_2845903445422739_6387343386856128512_o

25 января с 17.00 до 20.00 часов

Арт-Кафе Букiторiя Ул. Николая Лысенко,1, Киев

Вход свободный.

Презентация книги Тариэла Цхварадзе (Tariel Tskhvaradze) "До и после". События, описанные в этой книге – путь реального человека из криминала в большую поэзию. Почти мгновенное, непостижимое превращение героя из криминального авторитета в популярного поэта не имеет прецедентов в современной литературе.
Как будто Всевышний переключил тумблер в голове. Иначе, как Божьим промыслом, такое не назовёшь...
Повествование охватывает период с 1957-го года по сегодняшний день. Много места уделено 90-м годам. Оно насыщено сценами криминального характера, элементами лагерного и тюремного быта и основано на реальных событиях. Автор не понаслышке знаком с этой жизнью, поэтому повесть максимально правдива. В ней есть и любовь,
и юмор, и страдания и все революционные процессы периода «Перестройки».

Вот что говорит после прочтения книги Андрей Макаревич: «Мы познакомились с Тариэлом на фестивале поэзии в Киеве, и все эти годы я знал его как хорошего, зрелого поэта. Я и не предполагал за его плечами такого рода жизненный опыт, и эта книга стала для меня откровением. Она написана простым, „нехудожественным“ языком, а оторваться от нее невозможно. Удивительная история, удивительная судьба!».

10.01.20
Телефон: