Главная \ Публицистика \ Юрий Иванов (Россия) \ НАДЕЖДЫ МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК…

НАДЕЖДЫ МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК…

Терехов И. Обложка_Деревья не лазят по людям

  …Исполнено гордости то, что я говорю людям;
 Исполнено музыки то, что я говорю птицам;
 Слезами наполнено то, что я говорю деревьям…
 (Леон Фелипе «Биография, поэзия и судьба»,пер.Ю.Мориц)


  Мы часто воспринимаем и проживаем жизнь как смену жанров: молодость – скорее  всего, водевиль, комедия, фарс, оперетта, в худшем случае - трагикомедия; зрелость – это драма; старость – это уже трагедия: рвутся и не восстанавливаются человеческие связи, уходят в мир иной родители, жизненные планы поневоле приобретают, в лучшем случае, краткосрочный и среднесрочный характер, приходит  ужас осознания  краткости земной жизни…
           Когда открываешь книгу поэта, сразу виден его возраст: как бы автор не прятался за стихи, за лирического героя, «буйство глаз и половодье чувств» или «жизнь моя, иль ты приснилась мне» всё нам говорят за него.
          Когда уже зрелый прозаик меняет в своём творчестве род литературы, а говоря проще, начинает писать стихи, это похоже на смену Землёй полюсов – как некий глобальный сдвиг. Стихи – дело молодых. Или уже изрядно поживших  людей. Тем и тем веришь: первые берут тем самым «буйством глаз и половодьем чувств», вторые – мудростью и тем, что врать им уже не надо: скоро встреча с Творцом, а ему не соврёшь…
          Известный прозаик из Нальчика Игорь Терехов выпустил в свет вторую книгу своих стихов «Деревья не лазят по людям. Стихи и удетероны. – Издательские решения по лицензии Ridero. 2017.-66с.».
         Хотя название  имеет некий  эпатажный оттенок, а содержание стихов часто иронично, И.Терехов трагичен по мировосприятию:
 
…Люди убивают деревья.
Деревья никогда не убивают людей.
Человек разглядывает дерево,
А дерево разглядывает душу человека.
Деревом быть трудно.
А человеком – невозможно!..
(«Сага о деревьях»)

          У автора нет иллюзий по поводу мира людей:

Я видел деревья, искалеченные людьми,
Птиц с перебитыми крыльями,
Котов и кошек с выбитыми глазами,
Брошенных собак и детей.
Мне часто бывало стыдно, что я человек…
(«Я видел искалеченные деревья…»

           Или:
Он всегда думал:
Страшный Суд
напоминает очередь
в газовую камеру Аушвица.
Но оказалось – это лица детишек
в ватниках и солдатских ушанках
за дощатым забором
провинциального детдома.
(«Страшный Суд»)

            Биологи давно установили, что по  устройству внутренних органов, чуть ли не генетически ближе всех к нам из животных свиньи. Что, при некотором размышлении, не удивительно, если судить по различным скотским поступкам  людей. Многие писали про тонкую грань между животным  и человеком, про некий - часто, увы, - всего лишь тонкий налёт интеллигентности у второго. Что же возводит границу между скотством и человечностью, помимо врождённого  чувства совести? Рецепт известен: воспитание этой самой совести, практика добрых дел.

…А мы с тобой, дорогая, в  это время кормим ворон.
Как эти изгои бывают благодарны за каждую кроху!
Однажды в крещенский мороз я разбросал
На снегу целый пакет ячневой крупы для них.
Трудно описать, что вытворяли эти строгие,
Похожие на католических священников птицы.
Они танцевали, кружились, махали крыльями
И хвостами, а младшие даже делали книксен.
Мне в то утро улыбнулся Христос с иконостаса в храме…
(«Люди любят делиться хлебом…»)

             Что может согреть  душу человека с большим жизненным опытом? Природа с её птицами, собаками, цветами и деревьями, да воспоминания о любви и дорогих сердцу людях. Перед первой нет смысла  притворяться, а вторые – это «…рай, из которого нас никто не может выгнать»!
            Что до этих самых воспоминаний, то не всегда они окрашены грустью ностальгии, а бывают ещё и ой  как задорны!..

 На память о последней встрече
она положила ему в нагрудный карман
пиджака свои кружевные трусики.
Он гоголем прошёл по бульварам
с этим Орденом любви на груди.
Кавалеры громко смеялись вслед,
дамы стыдливо отводили взоры,
обыватели крутили пальцами у виска,
а молоденькие девушки спешили
в магазин французского белья.
(«Орден любви»)

            Прозаик по первородсту души И.Терехов активно использует верлибр в своей поэтической деятельности. «В стихе, освобожденном от внешних «украшений» — то есть от аллитерации, рифмы, одинакового количества слогов в строках, — повышается значение каждого слова. «Нагая мысль» становится эталоном красоты «нагой поэзии». Слово «красота» теперь не пишется с большой буквы, но этическая ценность красоты повышается». (В.Андреев из предисловия к книге Х.Р.Хименеса «Вечные мгновения» СПб, 1994 г.). Об этом писал и знаменитый Леон Фелипе:
 
Разберите стихи на слова,
Отбросьте бубенчики рифм,
ритм и размер.
Даже мысли отбросьте.
Провейте слова на ветру.
Если все же останется что-то,
это
и будет поэзия.
(перевод В.Столбова)

            Не все согласны с этим: некоторые, преданные силлабо-тонике мастера считают, что в верлибре нет тайны искусства. Может, они не тех читали? За всех не скажу, но почитайте «Деревья не лазят по людям» И.Терехова…
            Есть ещё что-то, что, по мнению нашего автора, сохраняет в человеке человека и оставляет надежду, что этот процесс всё-таки не прервётся:

…Мне часто бывало стыдно, что я человек.
И только иногда гордился принадлежностью
К роду людскому –
Когда читал Толстого и Руссо,
Слушал Бородина и Даргомыжского,
Стоял возле полотен Рембрандта.
(«Я видел искалеченные деревья»)


 

Новости
все

67907400_479987289494400_2838981964000657408_n

https://poezia.us/forum-2019/…

Участники форума

  • Михаил Cинельников Поэт (Москва, Россия)
  • Владимир Гандельсман Поэт (Нью-Йорк, США)
  • Сергей Гандлевский Поэт (Москва, Россия)
  • Михаил Рахунов Поэт, переводчик (Чикаго, США)
  • Борис Марковский Поэт, журналист (Бремен, Германия)
  • Сергей Лазо Поэт (Тернополь, Украина)
  • Котэ Думбадзе Поэт, философ (Грузия)
  • Елена Малишевская Поэт (Киев, Украина)
  • Леся Тышковская Поэт, бард, литературовед (Париж, Франция)
  • Татьяна Ивлева Поэт (Эссен, Германия)
  • Ангелина Яр Поэт, прозаик, журналист (Киев, Украина)
  • Дина Дронфорт Поэт (Франкфурт-на-Майне, Германия)
  • Елена Дараган-Сущова Поэт (Москва, Россия)
  • Борис Фабрикант Поэт, (Англия)
  • Анна Германова Поэт (Франкфурт-на-Майне, Германия)
  • Галина Комичева Поэт (Киев, Украина)
  • Ирина Мацкевич Поэт (Минск, Беларуссия)
  • Юрий Михайличенко Поэт, бард (Барселонав, Испания)
  • Саша Немировский Поэт (Сан-Франциско, США)
  • Олег Никоф Поэт, издатель (Киев, Украина)
  • Виктор Шендрик Поэт, (Бахмут, Украина)
02.08.19
Телефон: